Долгое время крестьяне деревни Желнина, именно так в старину она называлась, жили без своей церкви. В приход Черносельской Троицкой церкви они не входили, а потому крестили детей, венчались и молились в Успенской церкви села Подъяблонное. Люди тогда были богобоязненные, вера для них составляла важнейшее содержание жизни…
…Потому река Ока не становилась преградой для посещения церкви. К тому же, многие желнинцы были выходцами Подъяблонного, и его церковь для них с детства считалась родной. Многие желнинцы возле Успенской церкви хоронили и своих родственников. Лет 70 назад на кладбище Дудина монастыря стояло не менее 100 гранитных надгробных памятников желнинцев. Некоторые из них сохранились до наших дней. На одном из них имя Анастасии Павловны Солиной, а рядом памятник и ее супругу Петру Михайловичу Солину, скончавшемуся в 1861 году. Это родители известного купца и благотворителя Степана Петровича Солина, пожертвовавшего огромную по тем временам сумму — 100 тысяч рублей — на сооружение Желнинского храма.
Солины были давними жителями деревни Желнина. Согласно восьмой ревизии, то есть в 1834 году, в ней проживал 60-летний Михаил Трофимович Солин. Вместе с двумя сыновьями в 1838 году его причислили к купечеству Нижнего Новгорода. Это был дед щедрого благотворителя. Как видим, уже в те времена Солины были состоятельными купцами и пользовались большим авторитетом. И было за что. Например, брат Степана — Михайло Солин в 60-х годах XIX века являлся головой Чернорецкой волости. Степан же все свои усилия сосредоточил на предпринимательской деятельности, связанной с перевозкой грузов по Волге на своих многочисленных судах. За счет этого и богател год от года. Но, как и многие другие купцы, оказывал людям всевозможную помощь. Например, в 1869 году, в собственном доме, для детей села Подъяблонное открыл и содержал на свои средства начальное училище. К середине 70-х годов у купца первой гильдии Степана Петровича Солина созрело желание построить в Желнино свою церковь. Это желание было вполне понятным. Через реку Оку в весеннее и осеннее время всякое сообщение прекращалось. По этой причине стали возникать случаи «уклонения от православия». «И в предотвращение большего уклонения, — писал в 1879 году С.П. Солин епископу Нижегородскому и Арзамасскому Филарету, — выразил сильное желание поставить этому преграду через построение в нашей деревне Церкви Божией».
Разрешение от епархии на строительство церкви Солину дали. Как и полагалось, выделили землю. Площадь под постройками и усадебная составляла 600 квадратных саженей. Сенных и пахотных земель не было. Но для строительства разрешения и денег было еще недостаточно. И Солин сам выбирает проект церкви. В архитектуре второй половины XIX века, в том числе и в церковной, возникло новое рационалистическое направление — «кирпичный стиль». Его отличительной чертой стала замена лепных украшений и штукатурки кирпичным декором. При отделке фасадов для декоративных элементов использовался облицовочный кирпич, в основном из Германии. Эффекты рельефной кладки иногда дополнялись вводом деталей из керамики и природного камня.
Но для строительства необходимы были кирпич, другие строительные материалы, мастера, инженерное наблюдение и т.п. И всем этим тоже занимался Степан Петрович. Наконец, в 1878 году храм был воздвигнут. Огромный и величественный, он восхищал не только жителей Желнино, но и всех окрестных селений. И было чему восхищаться. Каменная церковь с каменной же колокольней имела три престола: главный — во имя Благоверной Пресвятой Богородицы, на правой стороне — во имя Архистрата Михаила "посмотреть" и на левой — во имя Святителя Христова Николая "посмотреть". В октябре 1878 года были освящены два боковых престола, а главный освятили на следующий год. С 14 июля 1879 года в Желнинскую церковь были переведены и первые служители — священник Иоанн Михайлов Лезвийский и псаломщик Иван Дмитриев Тумановский. В том же 1879 году С.П. Солин обратился к епископу Филарету с просьбой «выдать за приличное вознаграждение древние святые иконы по упразднению Макарьевского монастыря». Просьбу уважили, и Желнинскую церковь украсили иконы Воскресения Христова, Трех Святителей и Обретения Животворящего Креста. В последующие годы церковь пополнялась и многими другими почитаемыми на Руси иконами.
Первые священнослужители Желнинской церкви были авторитетные и уже не молодые люди. Дьячему сыну Иоанну Лезвийскому шел 42 год. Нижегородскую духовную семинарию он окончил в 1866 году. С 1868 года служил в церкви села Подъяблонного, в 1872 году преосвященнейший Филарет наградил его набедренником. Иоанн был вдов, имел двух дочерей — 13 и 8 лет, старшая из которых училась в епархиальном училище. Псаломщику Ивану Тумановскому было 69 лет. На пономарской должности в селе Подъяблонное он служил с 1827 года. За долголетнюю и усердную службу епископом Филаретом в 1871 году ему было преподано архипасторское благословение. На содержание обоих служителей церкви С.П. Солин выделил 300 рублей и 50 рублей они получали по процентам от облигаций Восточного займа, пожертвованных саратовским купцом Иваном Критоновым «на вечное поминование, содержание их не скудное». А вот 77-летний заштатный священник Желнинской церкви Федор Семенович Никольский от губернского казначейства получал пенсию 130 рублей серебром в год. На двоих с женой этого вполне хватало.
Огромная церковь могла вместить пять тысяч человек, но в Желнино проживало немногим более 600 человек, а потому ни толкотни, ни шума никогда не было. Не было, кстати, в селе и раскольников. А вот, кроме 558 крестьян, в 1885 году в трех дворах проживали семейства военных (22 человека), в двух — купцов (11 человек) и в трех — мещан (33 человека).
Щедрому благотворителю С.П. Солину приходилось, конечно, слышать поговорку: «Не строй семь церквей, а пристрой семь детей». И в своей жизни он следовал ей. Так, после постройки церкви, для обучения детей желнинцев в 1879 году в своем доме С.П. Солин открыл и содержал начальную школу. Позднее для школы было выстроено и отдельное здание. А преподавала в ней дочь благотворителя — выпускница Нижегородской Мариинской гимназии Мария Солина.
Благодаря прихожанам церковь наполнялась иконами и религиозной литературой. Время от времени в ней проводились ремонтные работы, теперь уже на средства Михаила Степановича Солина — сына основателя храма. Многие годы служил в Благовещенской церкви Иоанн Лезвийский, продолжительное время настоятелем был и Василий Вербицкий.
После революции большевики отняли не только земли у церквей, но и поставили под запрет само их существование. И если в 20-е годы Желнинская церковь еще жила, то в 30-е она неоднократно подвергалась нападкам. И хотя в 1938 году ее еще не закрыли, священника в ней уже не было. В 1940 году храм все же закрыли. Не стало колоколов, сожгли иконы, разграбили церковную утварь. И чего только не было в дальнейшие годы в храме. Обогреваясь, солдаты, находящиеся в церкви на постое, жгли костры, в результате чего обуглилась вся роспись храма. Немало разрушений было нанесено и по причине размещения в церкви овощного и мебельного складов. Плита, перекрывавшая подземный ход от звонницы до храма, провалилась. Через образовавшийся проем церковь продолжали разворовывать нечистые на руку люди.
Желнинская церковь простояла разоренной до 1988 года, когда перестроечное время позволило открыть ее заново. 28 апреля М. Горбачев на встрече с русским патриархом объявил о возвращении церкви культовых зданий. За месяц до праздника Николы настоятелем в Желнинский храм был назначен протоиерей Н. Натаров. А с 19 декабря церковь Благовещения Пресвятой Богородицы начала отмечать свое второе рождение. Это был первый храм в нашей местности, где возобновились богослужения. Тогда церковь стояла с выбитыми окнами, осыпанной штукатуркой, разбитыми полами и разваленными печами. В морозные январские и февральские молебны и проповеди 1989 года отец Николай Натаров загораживал окна полиэтиленовой пленкой и растапливал «буржуйку». На усилия священника по восстановлению храма откликнулось и население города. Народ духовно словно пробудился. Пошли пожертвования, возрождение храма стало вполне реальным.
Но на все требовались немалые усилия. Лишь с большим трудом и не быстро удалось восстановить отопление. Теперь у церкви своя котельная. Был облагорожен церковный двор, поставлена чугунная ограда. Пять лет работали питерские художники над восстановлением внутренней отделки храма — изготовлением и росписью иконостаса, алтаря, куполов и стен, причем в строгом соответствии с первоначальным обликом церкви. А вот иконы Макарьевского монастыря чудом уцелели в подвале городского музея. Сегодня они вновь радуют взоры верующих. Конечно, все это требовало не только огромных усилий священника Николая Натарова, который прослужил в Желнинской церкви до мая 2010 года, но и немалых средств. Не менее 80 процентов из них внесли жители города, с их пожертвований и началось восстановление храма. Около 20 процентов принесли в дар церкви и дзержинские предприниматели. С их помощью планируется замена выщербленного за 20 лет бетонного покрытия прихрамовой территории на брусчатку.
В настоящее время в Желнинской церкви регулярно проводятся все церковные обряды и службы, большое внимание уделяется молодежи. Еще в 1994 году при церкви открылась первая в Дзержинске воскресная школа. В апреле 2012 года в ней возник православный театр, главной целью которого стало пробуждение у молодежи интереса к божественному мировосприятию и духовное объединение населения под сводами христианской культуры. Сегодняшняя Желнинская церковь наверняка бы обрадовала ее основателя — С.П. Солина, ведь она не только в прекрасном состоянии, но и ведет активную проповедническую и воспитательную работу. Но Степан Петрович наверняка дал бы и напутствие нынешним людям: «Молись иконе да будь в покое».