«С праздником воскресного дня, дорогие во Христе братья и сестры, и с началом подготовки к Великому посту, который начнется с 19 февраля. Первая подготовительная неделя называется «О мытаре и фарисее», вторая – «О блудном сыне», а третья – «О страшном суде».
Первая неделя нам раскрывается в Евангельском повествовании. В храм пришли фарисей и мытарь. По тогдашнему иудейскому обычаю фарисеи были законниками, то есть теми, кто исполнял закон Моисея, причем очень неукоснительно (а закон был расписан на несколько сотен разного рода мелочей). Фарисеи одна из партий, скажем так, тогдашней религиозной жизни иудеев, и они считали себя законодавцами и управленцами израильского народа. Это их постоянно обличал Христос, когда приходил в храм или встречал на улице, потому что они очень щепетильно относились к внешнему исполнению закона, который ни в коем случае не говорил о любви. Так же в храме стоял мытарь. А мытари это люди, которые собирали дань с еврейского народа для Римской Империи, потому что Иудея находилась под ее властью. Проще говоря, мытари были кем-то вроде нечестивой налоговой полиции, которая со своего народа собирает дать. Естественно, их никто не любил, потому что они и прижимали, и воровали, и были немилосердны по отношению к своим собратьям по вере и согражданам по государству.
И вот впереди стоял фарисей, а сзади – мытарь. И каждый думал о своем. И как говорит Писание, фарисей говорил: «Господи, благодарю тебя за все, потому что я не как прочие человецы – прелюбодеи, блудники, воры, пьяницы. Я и молюсь, и пощусь, и десятину отдаю». А сзади стоял мытарь и говорил просто: «Боже, милостив буди ми грешному». И вот здесь показано два состояния человека. Внешнее – соблюдает все, что предписано законом: и в храм ходит, и постится, и исповедуется, и десятину возможно отдает. Но все это делает с надменностью, свысока, с противопоставлением, что он никак другие, он лучше, он выше. «Эти люди все нехорошие: прелюбодеи, воры, а я вроде бы не совсем, у меня все по-честному» - думает он. А бывает, что человек не имеет ничего, но он знает за собой все свои грехи. Он ими не кичится, он не доволен собой и тем более не допускает даже мысли, чтоб хотя бы в чем-то возвысится над кем-то. Пусть человек не выпивает и не блудит, но это не значит, что у него нет своих грехов. У каждого своя мера ответственности. Ни в коем случае нельзя превозноситься, ни в коем случае нельзя осуждать ближнего за те или иные грехи.
Кто точно из нас может сказать, что он завтра будет жить? Никто не может. Возможно с кем-то мы видимся в последний раз. А Господь сказал: В чем застану, в том и сужу. Выходит человек из храма и думает: вот я в храм сходил, я не пошел на дискотеку или не вернулся с нее под утро, не поехал на шашлыки решать нечестивые вопросы. Я в храм пришел, я весь правильный». А вечером пришла смерть и забрала человека. И Господь скажет ему: «Я знаю, что ты ходил в храм, но с каким чувством ты оттуда ушел? С тем, что ты самый святой, самый праведный. Может просто Я тебе не попускал испытаний, которые попустил тем людям, которые несут свой крест. Если бы Я дал тебе их крест, ты бы его даже не поднял, а они несут. С них и спрос другой, а с тебя твой спрос». С мытаря свой спрос, с фарисея – свой. Но в конечно итоге все должно привести к терпению, к взаимоуважению независимо от социального положения, от материального достатка, потому что уже завтра Господь может сказать: «Собирайся, пошли». И будем мы давать ответ, о том какие мы «правильные».
Бывает, что, то время, которое мы должны тратить на молитву в храме, мы тратим на другое. Стоим и думаем, как же все хорошо, и бизнес в гору пошел, и жена умница. И все Бога благодарим. Но стоит только человека задеть, одним словом хотя бы, то из него такое польется! Он сразу забудет о том, в чем здесь каялся, и забудет про всякие благодарности. Почему забудут? Потому что легко благодарить того, кого не видишь. А попробуй поблагодарить того, кого ты видишь, кто тебя обзывает и еще вслед много чего желает. Так же и Господь это подтверждает: «Если вы говорите, что любите Меня, Которого вы не видите, а
ближнего своего, которого видите, не любите, то вы лжете». И вот в храме стоял фарисей, он врал сам себе, что он благодарит Бога, Которого не видит и исполняет внешний закон. А на самом деле он не любит никого. И в тоже время стоял мытарь, смотря на себя, и не хвалил, и не унывал, но просил «Боже, милостив буди мне грешному». Ведь Сам Бог определяет меру и время каждому отдельному человеку. Дай Бог, чтобы мы все несли все свой крест и осознавали свои немощи. Аминь».
Настоятель храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы протоиерей Александр Поляшов.