15 апреля 2018 года

 

Христос Вокресе, дорогие во Христе братья и сестры! Сегодня – первая неделя после Пасхи Господней, называется Антипасха – то есть «идущая после Пасхи». Из евангельского повествования мы услышали, как Господь после Своего Воскресения явился ученикам первый раз, но не было среди них апостола Фомы.И апостол Фома сказал: пока сам до Христа не дотронусь, не почувствую Его в своих руках, не будут иметь в это веру. И вот через неделю Господь является в дом учеников Своих, где они пребывали, и будут пребывать до Троицы, когда на них будет послан Святой Дух. Апостол Фома был с ними. Господь сказал: мир вам! И, обращаясь к Фоме, говорит: подойди ко Мне, вложи свои персты в Мои язвы и не буди неверен, но верен; блаженны не видевшие, но уверовавшии.
Почему Господь так поступил? Вы помните, что до Своего крестного пути, крестной смерти, Господь брал любимых учеников, чтобы они становились свидетелями величайших событий и укреплялись в вере. Одно из таких событий – Преображение Господне. Кондак праздника Преображения нам раскрывает тайну, зачем Господь тогда взял с Собой учеников и преобразился пред ними: дабы, когда Он будет распят, они точно знали, что распинается Бог по любви к роду человеческому и по Своей собственной воле; чтобы укрепить их в вере, что Христос есть истинный Мессия. Но все равно они все разбегутся: у Креста останутся только Матерь Божия и Апостол Иоанн Богослов – 17-летний мальчишка; апостол Петр, который первый начал исповедовать Христа, сказав: Ты есть Христос, Сын Божий, он тоже убежал, и смалодушествовал, когда сидели у костра, отрекся от Христа два раза.
Когда Господь сказал «не буди неверен, но верен», это был не упрек апостолу Фоме, это была констатация факта. 40 дней после Своего Воскресения Господь был вместе с учениками и просил хлеба и воды – чтобы ученики, как люди, могли подтвердить, что перед ними не дух, потому что дух не нуждается в пище. А человек нуждается. Перед ними был обновленный человек – тот самый, который был до грехопадения, Адам. Поэтому и Христос является новым Адамом. Но чтобы все человечество было подобно Адаму, нужны громадный труд и очень много времени. Без свободной воли человек не сможет уподобляться Христу. То подобие, которое в нас во всех есть: доброта, любовь, отзывчивость, терпение, смирение, - все должно возрастать. Что нас ждет там? Как здесь мы приучим свою душу к труду над собой, славословить Бога, творить добрые дела – с тем мы и пойдем в Его Царство. Как в жизни: бывают такие обстоятельства, когда человеку нужно преодолевать себя, двигаться вперед, а духовные силы для этого можно почерпнуть только в Боге. Мы Им, как христиане, замотивированы; тем, что рано или поздно мы к Нему придем и дадим за все ответ. Человеческое малодушие нуждается в подтверждении, что Христос действительно есть Бог. Но, как говорит апостол, Он был, есть и останется во веки. Аминь.