"С праздником вас, дорогие во Христе братья и сестры! Сегодня праздник или неделя преподобного Иоанна Лествичника. Он один из известных преподобных отцов, который оставил после себя замечательный труд – «Лествицу», в котором он рассказывает о духовном делании, о братском житии в монастыре. И параллель из его труда можно перенести и в нашу жизнь. Многие, особенно сегодня, особенно те, кто не верит в Бога, кто не признают церкви Божии, но все же занимаются рассуждениями, так как ищут в жизни Господа, считают, что это его частное мнение. Да, конечно. Любое мнение, будь то Василия Великого, Игнатия Богоносца или преподобного Серафима Саровского, это их частное богословское мнение. Но их мнение стало авторитетным для всей церкви. Поэтому и мы должны принимать его на свой счет, как уроки того, чтобы постигать те истины, которые Господь дал в Евангелии.
Сегодня в евангельском повествовании мы слышали об одном юноше, который с самого раннего детства был бесноватым. И никто не мог его исцелить. Его привели ко Христу, и Он парой слов изгнал из молодого человека беса. И апостолы спрашивали Учителя, как можно изгнать беса. Господь задает им такой же вопрос, который задал отцу ребенка: имеете ли вы веру? Отец юноши ответил: верую, Господи, помоги моему неверию. И дальше Господь добавляет слова для своих апостолов: сей род изгоняется только постом и молитвой. Три условия нам даны: вера в то, что если Бог захочет, может это сделать; пост или воздержание своих духовных и телесных чувств и, конечно же, молитва к Богу. Это тот треугольник, который необходим в христианском делании.
А действие темной силы на человека распространено практически повсюду. Вы помните, что до Христа после смерти все шли не в общение с Богом, а в ад. Христом принес Своей Благодатью человечеству возможность попасть через участие в Таинствах на земле к Нему на Небо. Для этого Он дал определенные условия – пост и воздержание. Воздержание не только в пище, но от всего того, от чего мы имеем зависимость. Апостол говорит: все мне можно, но не все мне полезно, и ничто не должно обладать мною. Как это можно понять на бытовом уровне. Например, беременной женщине допускается послабление в еде, но можно понудить себя и отказаться от просмотра телевизора. Или мужчина, который ежедневно, например, разгружает вагоны, естественно, он также может получить послабление в еде, но можно поработать над собой и постараться отказаться от мата. Если человек не научится молчать физически , то не научиться молчать внутри. А прежде чем научиться молчать, нужно сначала научиться думать, а потом говорить.
Почему та или иная страсть становится привычкой? Потому что человек не контролирует с самого начала свои действия. А через какое-то время сломать себя будет уже очень и очень тяжело . Например, грех сладострастия. Человек получает от этих сладостных ощущений определенные плоды, и ему не хочется с этим расставаться. Враг действует над нами. Господь говорит, что мы можем от всего этого избавиться, если будем иметь веру. Он может все, но наше сознание не может отказаться от этого. Дай Бог нам сил, Его помощи, мало-помалу все же отходить от того, от чего мы зависим. Храни всех Господь!".
Настоятель Храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы протоиерей Александр Поляшов.