Слово перед исповедью настоятеля нашего храма протоиерея Александра Поляшова в Великий Четверг.
- С праздником вас, дорогие во Христе братья и сестры! Сегодня Великий или Чистый Четверг. Мы вспоминаем много событий, связанных с этим днем. Но мне бы хотелось заострить внимание лишь на некоторых моментах. Господь находился на Тайной Вечере в горнице вместе со Своими учениками. Одно из воспоминаемых сегодня событий – умовение ног Спасителем Своим ученикам. Они стали спрашивать Учителя: «Как же так? Это мы должны умывать Тебе ноги». А апостол Петр даже говорит: «Не умыешь меня во веки». На что Господь ответил: «Если Я этого не сделаю, то не будешь иметь части вместе со Мною во Царствии». Что Он хотел показать этим? Как потом Сам Господь скажет «Чтобы и вы также друг с другом поступали и не забывали, что больший из вас да будет всем слуга». И еще Он сказал: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою».
Сегодня любовь затерта в наших устах. О ней много говорят, но мало кто вкладывает в это определенное понятие. Как связать любовь и промысел Бога о каждом человеке?
Господь создал человека, Он хотел, чтобы человек жил в раю. Дал ему заповедь, чтобы тот не вкушал плодов от дерева познания добра и зла. Видимо свобода это прерогатива настоящей любви. Любовь не может запрещать, ставить барьеры. Человек сам выбирает, как ему жить. Любовь создает только определенные направляющие условия. Но человек преступил заповедь и был изгнан из прямого общения с Богом. И чтобы его восстановить, нужна была прямая жертва. И Господь не послал кого-то вместо Себя, того же человека. Хотя и до Его пришествия были пророки, судьи, царства, мученики. Но этого было не достаточно для укрепления веры во всем человечестве, но главное – для искупления грехов всего человечества. Святая Троица приняла решение послать Сына - одно из лиц Святой Троицы, чтобы он был по-человечески принесен в жертву. И этого стало достаточно.
Промысел Божий был обо всем человечестве. Но мы говорим об отдельно взятом человеке. У нас у каждого свои проблемы: у кого-то пьет муж, у кого-то гуляет жена, сыновья наркоманы, дочери непутевые. И по словам апостола, в последние времена, хотя они ведь всегда были, будут все сварливы, горделивы, неуважающие старших, непочитающие никого, имеющие на все свое мнение, самолюбивы… Если мы находясь в церкви, Причащаясь Тела и Крови Его, просим, чтобы Он нас спас, возникает вопрос, каким же способом Он нас должен спасти? В идеале понятно: вера православная передается из поколения в поколение. Еще до рождения, ребенок приобщается вере во чреве матери через ее Причащение, слышит молитвы, классическую музыку. Никакого мата, алкоголя и сигарет. Человек рождается в этой святой среде. Он видит женщину в платочке. Не потому что церковь приказала, а потому что это символ скромности, потому так Матерь Божия ходила. Строго одетого мужчину, исполняющего правило, трудящегося, а не сидящего за компьютером. Человек растет и этот опыт общения с Богом передает уже своим детям. Но сейчас этого у нас не происходит. Очень большой разрыв между поколениями, между богатыми и бедными. Как все это примирить? Опять возвращаемся к Евангельскому повествованию о промысле Божием об отдельно взятом человеке. Как Бог нас должен спасать? К сожалению, через какие-то проблемы, через неустроенности, болезни. Когда это наступает, мы начинаем возмущаться, как же так? А вот так. Потому что нет преемственности поколений, времен, нет стабильности, но есть хаос.
На бытовом уровне: нужна жертва. Зачем, например, жене жить с пьющим мужем? Это не абсурд. Если она верующий человек и просит Бога спасти ее мужа, Он будет спасать: сеять мысли, ухудшится здоровье, будут приходить мысли о смерти. Но вот вселять надежду в этого человека, что все наладиться, что он исправиться, должна как раз жена. Если Ангел Божий спустится, то уже ничего хорошего из этого не будет. Жена терпит, а зачем ей это надо? Но если она пожертвует собой ради одного этого человека, она может спастись. Да, сегодня церковь допускает развод супругов в случае порока наркомании, СПИДа, алкоголизма одного из супругов. Но, если жена уйдет, что будет с ним? Как она Богу посмотрит в глаза? Да, она осталась одна, ходит в магазин, ходит в храм, беседует на духовные темы, думает, что она умная, познает мир, и Бог якобы рядом с ней. А как можно проверить, что Он рядом с человеком? Как проверяется сам человек? Только в беде. Человек всегда стремиться к определенному комфорту, чтобы его не трогали, чтобы у него создалось впечатление, что все хорошо. Но когда возникает проблемы, далеко не все проходят «проверку на вшивость». Это, так называемая, наша с вами любовь. Тут и дается ответ на вопрос: как я живу? По-Евангельски? Или «по понятиям»? Или по совести? Или я просто приспособился и каждый день лавирую между всеми и делаю вид, что я такой замечательный и пушистый. А стойкости духа, прямоты, простоты Евангельской во мне нет.
Эта жена приносит себя в жертву ради того, чтобы Бог спас этого человека, помня слова Апостольские: пьяницы, прелюбодеи, воры Царствия Божия не наследуют. Умрет он в этом состоянии, никакие отпевания, ни чтение псалтири не помогут. Может быть, Господь простит его за праведность жены, но это только может быть. А по факту? Жил человек как хотел: и в храм не ходил, и не Причащался, и оскорблял всех. А умер – его повезли отпевать. Это что, изменит что-то? Отпевание это не магический обряд.
Дай Бог нам всем этой мудрости, рассудительности и самое главное помнить слова Евангелия: не бойтесь! Если мы сами просим Бога спасти нас, Он сам знает, как лучше это сделать, что для нас полезнее. В этом по-настоящему крепость. И опять же, апостол говорит: «Братия, мы сильные, немощи немощных носите и не себе угождайте, потому что Христос не себе угодил, но как о Нем написано». Дай Бог нам всем помощи Божией и сил.